«Вечное сияние чистого разума» заняло прочное место в сердцах киноманов, не говоря уже о списке «Лучших фильмов 21 века». Ошеломляющая романтическая трагикомедия с Джимом Керри и Кейт Уинслет в главных ролях стала плодом необычного союза сценариста Чарли Кауфмана и режиссера Мишеля Гондри, чье уникальное видение нашло воплощение в таких фильмах как «Наука сна» и «Перемотка». Предваряя ваш следующий просмотр «Вечного сияния чистого разума», mentalfloss.com подготовил для вас подборку из некоторых деталей о фильме, которых вы скорее всего знали, или знали до того, как заплатили кому-нибудь, чтобы стереть их.
15 незабываемых фактов о фильме «Вечное сияние чистого разума»
1. Стоит сказать спасибо матери природе за классическую сцену на замерзшем озере
2. Мишелю Гондри нравится, когда его заставляют импровизировать
В отличие от большинства режиссеров, которые любят держать каждый аспект фильма под контролем, Гондри нравится, когда проблемы с погодой заставляют его придумывать решение на ходу. Он комментирует: «Это заставляет всех работать быстрее, вкладывать больше энергии».
3. Гондри позаимствовал идею у своего французского друга-художника
Художник Пьер Бисмут считается со-сценаристом «Вечного сияния чистого разума». Гондри сообщил в одном из интервью, что у Бисмута «была идея отправить человеку письмо, сообщавшее, что тот, кого он знал стер его из памяти. Ему было интересно изучить реакцию на этот эксперимент». Бисмут в результате отказался от опыта, но Гондри понравилась идея, которую он и воплотил в фильме с помощью Чарли Кауфмана. Все трое получили «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
4. Большинство визуальных эффектов было достигнуто «дедовскими методами»
На 57 минуте фильма есть сцена, где Джоэл видит себя на приеме у доктора Говарда Мерзвяка. Камера направлена на Джоэла, наблюдающего за собой, затем она переключается на доктора, говорящего с Джоэлом, пришедшим на прием, затем снова на первого Джоэла. Здесь не было никакой цифровой обработки: Гондри заставил Джима Керри бегать взад-вперед, меняя одежду и играя различные версии самого себя.
5. «Мементо» заставил Кауфмана понервничать
Кауфман и Гондри обдумывали идею с 1998, когда два года спустя появился Нолан с похожей идеей о потере памяти. Кауфман не на шутку занервничал тогда. «Я жутко испугался», - сообщает он. – «Я позвонил Мишелю и сказал, что выхожу из игры». Затем, мы позвонили продюсеру Стиву Голину и сказали, что бросаем идею. Голин рассердился и сказал: «Вы доведете дело до конца!» Это единственное влияние, которое оказало на меня «Мементо».
6. По сценарию офис «Лакуны» должен был располагаться в том же здании, что и в фильме «Быть Джоном Малковичем»
Кауфман добавил эту деталь просто для себя. Но использовать то же здание для «Вечного сияния» не получилось, поэтому идею пришлось свернуть.
7. По сценарию действие начинается через 50 лет в будущем
И начинается оно с попытки старой женщины – оказывающейся впоследствии Мэри, героиней Кирстен Данст – опубликовать рукопись под названием «Вечное сияние чистого разума», в которой она собирается рассказать все о «Лакуне». В конце сценария мы узнаем, что Мэри до сих пор работает на Говарда (который очень-очень стар, и что Клементина стирала Джоэла из памяти по меньшей мере 15 раз за прошедшие десятилетия.
8. Во время съемок Кейт Уинслет носила парики, чтобы показать различные оттенки волос Клементины
Трудяга Кейт Уинслет хотела покрасить волосы, но так как фильм снимался не в хронологической последовательности, ей часто приходилось носить разные цвета волос в один и тот же день, а, значит, красить волосы было непрактично. «Правда, день мог начинаться с красного цвета, к обеду я надевала голубой парик, а заканчивался съемочный день снова красным», - сообщает Кейт (кстати, она отмечает, что красный был ее любимым).
9. Гондри хотел, чтобы в главной роли был Николас Кейдж
По словам Гондри, «Каждый независимый режиссер, который хотел снять коммерческий фильм, хотел заполучить Николаса Кейджа в свой фильм, но он соглашался на один из 10 таких проектов». Приятно осознавать, что когда-то Николас Кейдж был более разборчивым.
10. В вырезанной сцене появляется бывшая девушка Джоэла – Наоми
11. Гондри не осознавал, насколько реалистичен его фильм, пока его не бросила девушка
Она ушла от него в процессе монтажа (упс!), и он говорит, что поэтому ему слишком грустно смотреть фильм. Но этот опыт также позволил ему увидеть то, насколько близок фильм к реальности. Гондри думал, что момент, где Джоэл выкидывает вещи Клементины типичен. После того, как девушка бросила его, он говорит: «Я пережил это! Мне пришлось сложить все свои вещи в коробку и отправить обратно в Лос-Анджелес, и подумал: «Теперь я понимаю, что имелось ввиду в фильме».
12. Этот фильм вдохновил Канье Уэста на «Gold Digger»
Композитор Джон Брайон никогда не делал ничего в стиле хип-хоп, пока Канье Уэст, впечатленный его музыкой к «Вечному сиянию» не предложил сотрудничество. Так появилась песня «Gold Digger».
13. Всем разрешили импровизировать – всем, кроме Джима Керри
Не потому, что он переигрывает, а потому, что его персонаж статичен и неимпульсивен. Это несколько расстроило Керри, особенно когда Гондри заставлял Уинслет, Данст и Руффало дать свободу своим персонажам. «Иногда мне приходилось беседовать с Кейт Уинслет в отдельной комнате и говорить ей: «Делай все, что захочешь! Это комедия!», и Джиму: «Это драма, а не комедия», - говорит Гондри. «Джим был очень расстроен во время съемок».
14. Они создали впечатление волны, наступающей на пляжный домик, построив домик на пляже и позволив приливу затопить его
Иногда самое простое решение – самое лучшее. Большинство эффектов в фильме созданы вручную, а не с при помощи обработки, и это касается и прилива, затопившего пляжный домик.
15. Возможно, это скоро перестанет быть выдумкой
В 2014 году ученые сообщили, что провели успешные манипуляции с памятью мышей или, по крайней мере, с эмоциональной составляющей воспоминаний. Видите ли, мы формируем информационную составляющую воспоминаний – факты и события – в гиппокампе нашего мозга. Эмоции, связанные с ними – то, как мы чувствуем себя по поводу этих фактов и событий – хранятся в миндалевидном теле. Ученые покопались в миндалевидном теле мышей и изменили их чувства по отношению к проведенным в лаборатории экспериментам – они заменили неприятные ассоциации на приятные и наоборот.
Ученые сообщили, что стереть негативные эмоции человека, связанные с определенными переживаниями, может быть полезно, в то время как полное удаление воспоминаний о событии может быть плохой идеей. Что означает, что они ухватили идею «Вечного сияния чистого разума».