10 свежих фактов, доказывающих, что космос – удивительное и невероятное место

На первый взгляд может показаться, что ночное небо неподвижно, но на деле во Вселенной постоянно что-то происходит. Чем больше мы о ней узнаем, тем лучше понимаем, насколько она необычна и поистине прекрасна. Сегодня мы расскажем вам еще несколько новых фактов о том месте, в котором нам повезло жить.

1. Колыбель планеты

В 2018 году в обсерватории Чили во время наблюдений за ближайшими звездами заметили диски из пыли. Они были различны. Некоторые из них имели кольца, которые светились с разной степенью яркости, другие имели форму гамбургера. Размер и угол наклона тоже варьировались. Их объединяло одно: они все состояли из пыли, газа и планетозимали – ингредиентов, благодаря которым получаются новые планеты. Группа находилась неподалеку от молодых звезд, что позволяет судить о том, что эти диски – зародыши новых миров. Этим звездам около миллиона лет, что очень мало в космических масштабах. Эта находка позволяет как бы переместиться назад в прошлое, чтобы увидеть, как создавалась Солнечная система и планеты.

2. Виток в миллиард лет

Время, за которое каждая планета оборачивается вокруг своей оси и Солнца, известно уже давно, поэтому ученые обратили свое внимание на галактики. Оказывается, наша Галактика завершает виток аж за целый миллиард лет! Причем, по всей видимости, то же самое верно для любой другой галактики, независимо от размеров и плотности.

3. Астероид, который пролетел невероятно близко

15 апреля 2018 года огромный астероид GE3 пролетел мимо Земли. Предположительно, его размеры в 4 раза превосходили Тунгусский метеорит и в 6 раз – Челябинский. Но самое удивительное в этой истории то, что астероид заметили всего лишь за день до того, как он пролетел в каких-то 192 тыс. км от нашей планеты (в два раза меньше, чем расстояние до Луны). Страшно представить, что было бы, если бы он упал.

4. Исчезающая икона космоса

Если бы космический турист пролетал мимо Юпитера, в программе наверняка было бы Большое Красное Пятно – самый большой атмосферный вихрь в Солнечной системе, который продолжается уже около 188 лет. Однако шторм, вероятно, не доживет до 200-летнего юбилея. Ученые NASA утверждают, что вихрь постепенно проходит и продлится еще около 10 лет.

5. Бриллианты с древней планеты

В 2008 году над Нубийской пустыней прошел метеоритный дождь, и ученые обнаружили 50 осколков астероида, который достигал 4 метров в диаметре. А в осколках оказались нанобриллианты. В 2018 году ученые проследили историю этих драгоценных камней и обнаружили, что они восходят ко временам начала Солнечной системы и принадлежали зарождающейся планете.

6. Карта Млечного Пути

После годового путешествия сквозь космос 1390-килограммовый телескоп Gaia достиг своей орбиты в окрестностях второй точки Лагранжа, которая находится примерно в 1,5 млн км от Земли. Его задачей было составление карты Млечного Пути. В 2016 и 2018 году была опубликована удивительная цветная карта, состоящая из 1,7 млрд звезд. На ней указано точное положение около 14 тыс. космических объектов. Информации, полученной с телескопа, хватит, чтобы занять современных ученых до конца их жизни. И работа еще не закончена: Gaia будет передавать данные на Землю до 2020 года, чтобы усовершенствовать 3D-карту Галактики!

7. Меркурий размером с Землю

K2-229b – планета, состоящая из металла, размером превосходящая Землю на 20% и обладающая такой же плотностью, как Меркурий. Эта экзопланета, как и Меркурий, находится ближе всего к звезде, вокруг которой обращается. Ученые подсчитали, что это самая плотная планета, размерами приближенная к Земле, в мире. Благодаря этому открытию стало ясно, что планет с такой высокой плотностью гораздо больше, чем раньше предполагали. Если удастся выяснить, как она образовалась, это станет большим толчком в изучении космоса.

8. Ферма черных дыр

Черная дыра – область пространства-времени, чье гравитационное притяжение настолько тяжело, что покинуть ее не могут даже кванты света. В 2018 году, просматривая старые снимки, ученые обнаружили в центре Млечного Пути целое скопление черных дыр. Около 10 тыс. таких объектов, возможно, находится на орбите супермассивной черной дыры Стрелец А*.

9. Комета, спасенная от гибели Нептуном

В 2018 году, спустя годы после того как космический аппарат «Розетта» приземлился на комету 67P/Чурюмова — Герасименко, стало ясно, насколько необычно это космическое тело. Комета имеет форму резиновой уточки и очень стара: она восходит ко времени зарождения Солнечной системы. Когда-то она находилась в кольце из космического мусора далеко от нынешнего положения планеты Земля. По всем параметрам эта комета вообще не должна существовать, потому что столкновения внутри диска из пыли, где она находилась, должны были ее уничтожить. Тем не менее комета до сих пор здесь, и само ее существование заставляет усомниться в том, что тот диск просуществовал 400 млн лет. Ведь как бы у кометы получилось избегать столкновения со столькими объектами так долго? Некоторые ученые утверждают, что существование кометы Чурюмова-Герасименко возможно только в том случае, если в кольцо ворвался Нептун и рассеял его. Если это так, то комета – единственное свидетельство необычной истории планеты Нептун.

10. Новое-старое самое большое скопление галактик

Когда ученые обнаружили яркое пятно на краю вселенной, они не сразу поняли значимость этого открытия. Оказалось, что пятно – не что иное, как 14 взаимодействующих галактик. К тому же это еще и галактики с высокой степенью звездообразования – они пекут звезды, как блины. Наблюдать 1-2 такие – уже необычно, но 14 вместе – это нонсенс! Более того, то, что наблюдали ученые в 2018 году, произошло 12 млрд лет назад! Это событие случилось так далеко от нас, что свет оттуда достиг Земли только сейчас. К этому моменту галактики должны были уже слиться и превратиться в центр скопления галактик, настолько большого, что оно способно конкурировать со Скоплением Волос Вероники, содержащего в себе более 1000 галактик. Сами по себе такие явления очень редки. Что уж говорить о том, чтобы воочию наблюдать за их зарождением!